22 декабря 2015 года состоялось пленарное заседание Общественной палаты Амурской области IV состава, на котором были подведены итоги деятельности палаты за 2015 год.
С отчетным докладом выступил секретарь Общественной палаты В.В. Седов.
В 2015 году в Общественной палате осуществляли деятельность Совет Общественной палаты, 4 комиссии, 3 межкомиссионные рабочие группы и ряд других структурных образований. За отчетный период проведено 3 пленарных заседания, 16 заседаний совета, более 30 заседаний комиссий и рабочих групп, 7 «круглых столов», открыты две «горячие линии».
Главной задачей 2015 года члены палаты определили организацию эффективного механизма общественного контроля. В конце декабря 2014 года был принят областной закон об общественном контроле. Он наделил Общественную палату полномочиями по координации субъектов общественного контроля. Поэтому в 2015 году перед палатой встала серьезная задача – грамотно выстроить систему общественного контроля, создать реально работающие механизмы общественного контроля.
Для выполнения этой задачи совет палаты принял решение создать отдельную структуру, которая будет заниматься координацией деятельности субъектов общественного контроля. В настоящее время разрабатывается проект положения об этой структуре, которым в частности предполагается, что одним из важных направлений ее деятельности будет мониторинг формирования и эффективности функционирования общественных советов при органах исполнительной власти. Идет работа по подготовке методики оценки работы этих советов.
Работа в этом направлении была бы выстроена более эффективно, отметил докладчик, если бы Правительство области, используя федеральный опыт, поддержало инициативу палаты по утверждению типового положения об общественных советах при органах исполнительной власти и совместно с палатой разработало приоритетные направления деятельности на год. Это позволило бы применить общую методику оценки эффективности ко всем субъектам общественного контроля. На федеральном уровне эта система уже отлажена, и в некоторых регионах уже активно идет работа в этом направлении. А наш регион, к сожалению, нарушает все установленные шестисотым указом Президента РФ сроки по приведению общественных советов в соответствие современным требованиям. Практически все общественные советы нужно заново формировать, изменять положения о них в свете внесенной в закон об Общественной палате статьи про конкурсную основу их формирования при исполнительных органах государственной власти.
В соответствии с федеральным законом об общественном контроле одним из субъектов общественного контроля должны стать муниципальные общественные палаты. В этом вопросе палату поддержала и Ассоциация муниципальных образований Амурской области, которая на втором съезде муниципальных образований 06 июня 2014 года в своей резолюции восьмым пунктом записала поручение создать в муниципальных образованиях Советы (Ассоциации, центры, общественные палаты и т.д.). Несмотря на такое единодушие, процесс их формирования идет очень непросто.
Опять же приходится говорить об отсутствии единообразия. В каждом муниципальном образовании принято свое положение. В соответствии с типовым положением, разработанным Общественной палатой Амурской области, общественные палаты, советы работают лишь в 12 муниципалитетах.
Закон об общественном контроле закрепил понятие общественной экспертизы. Целью общественной экспертизы является согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
На сегодняшний день, к сожалению, приходится признать, что экспертное сообщество находится еще в стадии формирования.
Общественная палата Российской Федерации активно использует такую форму общественной экспертизы, как «нулевое чтение» законопроектов, которое в своих выступлениях призывает использовать Президент РФ. В адрес нашей палаты поступило около 30 федеральных законопроектов для внесения предложений в рамках «нулевого чтения». А вот подобная работа на региональном уровне пока не проводится, потому что нет выстроенного механизма такого взаимодействия.
Далее докладчик остановился на антикоррупционной деятельности Общественной палаты, осветил другие направления работы палаты в отчетном периоде.
Выступление секретаря Общественной палаты дополнили и выступившие в ходе обсуждения доклада заместители секретаря, руководители комиссий палаты. В частности, руководитель экспертного совета палаты Утоплов Валерий Федорович отметил, что пока удалось осуществить экспертную оценку в рамках «нулевого чтения» лишь проект бюджета области на 2016 год. Тесного взаимодействия с комитетами Заксобрания, разрабатывающими законопроекты, установить пока не удалось.
Все выступившие в прениях по докладу члены Общественной палаты, представители общественных организаций, приглашенные на пленарное заседание, также в основном говорили о нерешенных проблемах в деятельности палаты за отчетный период, подсказывали пути преодоления выявленных недостатков.
Общественная палата, заслушав и обсудив информацию секретаря Общественной палаты Амурской области Владимира Валентиновича Седова о деятельности палаты в 2015 году, отчет утвердила и поручила разместить его на сайте палаты.
Был также утвержден план работы Общественной палаты Амурской области на 2016 год, рассмотрены организационные вопросы.
В частности, вместо выбывшего в связи с назначением в Федеральное Собрание Александра Георгиевича Суворова, заместителем секретаря Общественной палаты — руководителем Общественного совета по развитию гражданского общества и гражданскому просвещению, противодействию коррупции избран Валерий Борисович Паршинков. А председателем комиссии по социально-экономическому развитию, которую возглавлял Валерий Борисович, избран Юрий Васильевич Маркитан.
Отдельным блоком в повестке стоял вопрос о награждении. Благодарностями Общественной палаты Амурской области были награждены активные члены общественных советов при органах исполнительной власти, представители народного фронта и коллективы СО НКО, выигравшие президентские гранты, привлекших таким образом федеральные средства в область.