VI Съезд некоммерческих организаций России объединил
руководителей НКО – представителей 75 регионов РФ
в Российский союз некоммерческих организаций.
1-4 декабря 2014 года в Москве в Российской государственной библиотеке состоялся VI Съезд некоммерческих организаций России. В мероприятиях приняли участие 1 413 делегатов из 75 субъектов РФ, а также зарубежные официальные делегации и гости из Армении, Бельгии, Германии, Дании, Казахстана, Нидерландов, Узбекистана, Чехии, Китая и других стран.
Съезд некоммерческих организаций России – крупнейшее ежегодное независимое событие, в котором участвуют представители наиболее авторитетных некоммерческих организаций, органов государственной власти, социально ответственного бизнеса, российских и международных институтов, общественности.
Проходивший в течение четырех дней Съезд включил в себя 26 мероприятий различного формата (пленарно-конгрессную часть, конференции, секции, семинары, мастер-классы, практикумы, церемонии награждения, экскурсионно-культурную программу и др.), более 100 выступлений делегатов.
В рамках Съезда 1 декабря состоялась учредительная конференция Российского союза некоммерческих организаций. За создание Союза проголосовали делегаты Съезда из 71 субъекта РФ.
Ключевая цель Союза – защита прав и представление интересов третьего сектора в вопросах взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, бизнесом, СМИ, а также с международными профильными организациями, поддерживающими политику России.
Делегатами предложено сделать 1 декабря Днем работника некоммерческих организаций РФ.
Мероприятия Съезда также включили Всероссийскую конференцию «ГОСГРАНТ», посвященную совершенствованию механизмов государственной поддержки социально ориентированных НКО; торжественную церемонию вручения Общественной премии ГОСГРАНТ 2015 года грантооператорам, государственным и общественным деятелям, фондам, социально ориентированным СМИ и социально ответственному бизнесу и наиболее активным НКО, внесшим вклад в совершенствование системы поддержки некоммерческого сектора; Всероссийский форум «Инфо=ОБЩЕСТВО: инновации и технологии – некоммерческому сектору страны»; пленарный семинар «Секреты госзакупок для некоммерческого сектора»; деловую игру-практикум «Выборные кампании 2015 года как дополнительные возможности капитализации ресурсов НКО», а также 14 потоковых семинаров, мастер-классов, практикумов, митапов на актуальные для представителей НКО темы.
Главными организаторами мероприятий выступили Общероссийский совет некоммерческих организаций и Агентства развития информационного общества «РАРИО». Мероприятия прошли при участии Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Правительства РФ, Российской академии наук, Организации Договора о Коллективной безопасности (ОДКБ), Министерства экономического развития РФ, Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», Союза защитников информации.
Генеральный партнер мероприятий – Оператор магистральной связи «РустелепОрт».
В адрес Съезда поступили многочисленные приветствия, правительственные телеграммы и письма поддержки от известных государственных и общественных деятелей России, которые заявляли о необходимости консолидации некоммерческого сектора и поддерживали инициативу делегатов Съезда о создании Российского союза некоммерческих организаций.
В четырехдневных мероприятиях Съезда приняли участие: председатель Оргкомитета Съезда, руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ, председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав НИЛОВ, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей ТУМАНОВ, заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Олег СМОЛИН, член Совета Федерации ФС РФ Елена ПОПОВА, директор департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ Артем ШАДРИН, начальник отдела департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Сергей СЕДОЙКИН, председатель комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Екатерина ПОПОВА, заместитель губернатора Ульяновской области Татьяна МУРДАСОВА, члены Общественной палаты РФ Виктор ЗАБОЛОТСКИЙ и Георгий ФЕДОРОВ, руководитель Аналитической ассоциации ОДКБ Игорь ПАНАРИН, председатель Бельгийской ассоциации русскоязычных организаций Сергей ПЕТРОСОВ, вице-президент Союза конституционалистов, председатель совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Алексей КУЗЬМИН, советник директора Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Руфина ЗИНАТУЛИНА, председатель центрального совета Всероссийского общества спасания на водах «ВОСВОД», генерал-полковник Петр НЕЛЕЗИН, генеральный директор компании «РустелепОрт» Сергей СОРОГИН, председатель правления Союза защитников информации Александр БРАЖНИКОВ, исполнительный директор Центра политических технологий «ПолитКонтакт» Андрей МЕДВЕДЕВ и др.
Делегаты Съезда единодушно поддержали курс, избранный Президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ на продолжение демократических преобразований в нашей стране, и указали на необходимость консолидации российского гражданского общества, его системной и наиболее активной части – некоммерческого сектора, для решения важнейших задач социально-экономического развития.
«Некоммерческие организации особым образом сплочены с нашим государством и удивительным образом связаны со временем. Мы давно поставили знак равенства между своей жизнью и идеей лучшей жизни для всех граждан нашей страны. Именно поэтому я считаю, что мы, безусловно, ответственны за судьбы страны, ведь испокон веков из уст в уста переходит народная мудрость о том, что за все, что происходит, отвечают именно служители добра», – отметил председатель Организационного комитета Съезда, руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ, открывая высокое собрание.
«Однако, не хотелось бы лить елей на некие идеальные отношения НКО и власти, их до сих пор нет. Некоммерческие организации, российско-советская история которых насчитывает сотни лет, по сути, до сих пор не участвуют в должной мере в делах государства. Тем не менее, именно НКО, находящиеся сейчас в состоянии фактической ежедневной борьбы за собственное выживание, могут и должны отвечать за наше будущее».
Продолжая свою мысль, Александр АЙГИСТОВ констатировал, что наши элиты совсем не говорят о том, как помогают тушить пожары или спасают людей при наводнениях, как ухаживают за больными или облегчают жизнь инвалидам, как участвуя в поисковой деятельности, помогают восстановить историческую справедливость… Они больше рассуждают о дороговизне стоимости иностранной валюты, проблемах отсутствия на прилавках пармезана, причудах современной моды, сокращении излюбленных мест для отдыха за рубежом и т.п.
«Если философски осмыслить наше время, то очевиден вывод, что наши сегодняшние так называемые элиты находятся по большей части в некоем анабиозе, самосозерцании, в самоустранении от дел и проблем государства. Глубинный же смысл их существования взяли сегодня на себя именно общественные независимые некоммерческие организации и структуры», заявил Александр АЙГИСТОВ.
Касаясь проблем некоммерческого сектора, руководитель РАРИО отметил, что доля социально-ориентированных НКО от общего числа НКО в развитых странах составляет около 70%, в то время как в России всего 13,5%. И в этом, по мнению Александра АЙГИСТОВА, вина государства не основная.
«Считаю, в нашей стране при сложившейся ситуации именно представители НКО должны полностью пересмотреть свою позицию пассивных наблюдателей, перевести ее на новые рельсы. Необходимо не ходить кругами вокруг властей, ежегодно надеясь, что может обвалится грант, вдруг предоставят помещение с большой скидкой, дадут команду местной прессе написать что-то хвалебное о деятельности НКО… Лучшие руководители некоммерческих структур с безупречной репутацией должны войти во властные структуры как в местных, региональных, так и в высших государственных органах. Ну, при этом, конечно, не забывать – откуда и зачем туда пришел!»
Председатель Оргкомитета Съезда решительно заявил о необходимости скорейшего объединения и консолидации всех структур российских НКО на уровне сел и городов, регионов, округов и на федеральном уровне.
«Силу нашу должны почувствовать, понять, что нас много, и мы едины», — подытожил Александр АЙГИСТОВ.
Продолжая мысль о консолидации некоммерческого сектора, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей ТУМАНОВ призвал делегатов быстрее объединяться в сильный Союз, т.к. требовать, а не просить, могут только сильные и сплоченные. «…Зачем просить что-то у депутатов? Избирайтесь сами депутатами – в Думе, в городах, в районах… Используйте свое конституционное право. Давайте вообще поменьше у кого-то что-то просить. Еще раз подчеркиваю, нужно не просить, а требовать! Но требовать могут только сильные люди. Вот госструктуры, например, как устроены? Это – как школьный подростковый класс – делятся не по уму, а по силе, выполняют требования только тех, кто может воздействовать на них еще большей силой. И вы, российские некоммерческие организации, должны быть сильными. А для того, чтобы быть сильными – нужно объединиться в свой независимый союз, работать над одной целью – чтобы страна жила и развивалась!»
В прениях делегаты Съезда напомнили, что первый шаг в этом направлении уже был сделан в 2012 году, когда на третьем Съезде НКО был создан Общероссийский совет некоммерческих организаций (Совет Съезда НКО России), куда вошли представители различных регионов РФ из числа делегатов Съезда. Усилиями Совета тогда удалось решить ряд вопросов и реализовать на практике целый комплекс задач, в т.ч. таких, как включение изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля», изменение регламентов и процедур проведения конкурсов на предоставление субсидий и грантов, разработка правил предоставления преференций для НКО ходе проведения государственных и муниципальных закупок и др. Однако, отметили делегаты Съезда, взаимодействие НКО на федеральном и региональном уровнях еще остаются достаточно затруднительным, есть «закрытые» и «полуоткрытые» для НКО федеральные и региональные органы власти, министерства и ведомства.
Делегатам ответил председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав НИЛОВ, который призвал делегатов Съезда к плотному сотрудничеству с его думским комитетом, курирующим вопросы НКО: «Наш комитет является самым открытым для НКО! Мы не только оперативно реагируем на все ваши обращения, но и даем возможность проведения различных мероприятий, круглых столов, семинаров в стенах Госдумы. Нужно и дальше развивать формулу взаимодействия власти и НКО по принципу дороги с двухсторонним движением, мы должны слышать и понимать, что требуется некоммерческому сектору».
Также, по мнению делегатов, остались нерешенными многие очень болезненные для некоммерческих организаций вопросы. Например, проблемы, касающиеся имущественной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. В декабре 2012 года Правительством РФ было принято Постановление «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», которым были утверждены правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе, а также правила предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям. Однако субъекты РФ в своем большинстве таких правовых актов до настоящего времени так и не приняли.
В результате департаменты имущества многих регионов РФ, в т.ч. и Москвы, без объяснений причин отказывают социально ориентированным НКО в выделении помещений на льготных условиях. При этом ответственные лица могут вести себя крайне резко, откровенно нарушая закон о поддержке социально ориентированных организаций. Мол, нет у города помещений, отстаньте раз и навсегда! А потом выясняется, что помещения все-таки есть, да «не про нашу честь». Они выставляются на продажу, сдаются в аренду, субаренду на интересных условиях интересным лицам, которые успешно зарабатывают на спекуляциях государственным имуществом.
Александр АЙГИСТОВ ответил делегатам Съезда, что «…поодиночке мы все получим отказ, но если позиция консолидирована и обоснована, юридически грамотна, то решение будет пересмотрено, как для всех НКО в целом, так и для каждой достойной организации по отдельности. Так же будет и в остальном: в административной, организационно-технической, образовательной, информационной, финансовой и иной поддержке».
Делегаты Съезда также посетовали на то, что в России на сегодняшний день как на федеральном, так и на региональных уровнях отсутствует единая государственная стратегия развития некоммерческого сектора, которая должна являться составной частью государственной стратегии развития страны, а также регламентировать участие НКО в оценке эффективности деятельности органов власти.
Правительством РФ от 12.12.2012 N 1284 (ред. от 06.03.2015) было принято Постановление «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей органов власти с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей». Этим постановлением утверждены правила, определяющие порядок оценки гражданами эффективности деятельности власти и критерии для отставки должностных лиц. Но в этом документе, по мнению делегатов Съезда, никак не описаны формы участия НКО.
Анализируя упомянутое постановление Правительства РФ, Александр АЙГИСТОВ предложил создать новые независимые рейтинги органов власти и лично их руководителей с непосредственным участием НКО в их формировании.
«…В результате этого мы будем иметь свой консолидированный инструмент для безбоязненного общения на равных с представителями власти на местах. Мы с вами, уважаемые делегаты Съезда, должны доказать свою состоятельность и конкурентоспособность, добиться того, чтобы власти сами нас искали, предлагали свою поддержку, содействовали привлечению бизнес-структур к взаимодействию и партнерству с НКО, инициировали бы социальные проекты, тем самым расширяя поле социальных услуг за счет включения новых партнеров и соисполнителей, и отчитывались количеством поддержанных проектов и качеством оказанных социальных услуг. Или – уходили в отставку!»
Позицию руководителя РАРИО в своем выступлении поддержал Ярослав НИЛОВ, он напомнил о том, что власть слишком далеко удалилась от народа, и сокращать эту дистанцию нужно и можно только с помощью некоммерческого сектора и общественного контроля. Тем не менее, если федеральная власть уже говорит о том, что без некоммерческого сектора не решить остро стоящие проблемы, для нас для всех это хороший знак, хороший ориентир, хороший повод для развития.
Мысль Ярослава НИЛОВА поддержала председатель комитета ТПП РФ по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Екатерина ПОПОВА, отметив, что Съезд проходит в непростое для страны время, когда требуется консолидация всех усилий, как в сфере социально-экономических преобразований, так и в других областях, в т.ч. и сфере деятельности третьего сектора.
«Предшествующий опыт развития рыночной экономики показал, что государству нельзя самоустраниться от стратегического планирования и прогнозирования результатов социально-экономического развития страны. Выражение «рынок сам отрегулирует» в нашей стране не работает. Именно поэтому был принят Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Закон вступает в силу с января 2016 года и полностью пересматривает подходы к формированию государственной политики в социально-экономической сфере, к которой некоммерческие организации имеют непосредственное отношение», – заявилаЕкатерина ПОПОВА.
Соглашаясь с представителем ТПП РФ, Александр АЙГИСТОВ отметил, что «…в результате именно мы – некоммерческие организации – будем контролировать разработку и выполнение стратегических планов в социальной сфере. Как планируется, в рамках реализации положений названного закона должны быть усилены функции целеполагания, прогнозирования и планирования, в том числе и в сфере развития некоммерческого сектора страны».
Но для этого, по мнению делегатов Съезда, требуется скорейшее создание такого органа власти, как государственный комитет РФ по стратегическому планированию.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Олег СМОЛИН в своем выступлении также отметил ключевые проблемы, с которыми столкнулись некоммерческие организации в этом году, а также обозначил основные приоритеты деятельности НКО на ближайшие годы.
По мнению депутата, перед некоммерческим сектором сейчас имеются следующие вызовы. Первый – это кризис, который может затянуться. Второй – геополитика и сложные международные отношения. Третий – внутренняя ситуация, связанная с санкциями и изоляцией. Все это вводит третий сектор в некое состояние неопределенности, требует концентрации и осмысления всех, происходящих вокруг, процессов.
В связи с этим, отметил Олег СМОЛИН, некоторые направления деятельности НКО становятся особо актуальными. «В первую очередь это благотворительность и фандрайзинг. Ведь бедных стало в два раза больше, в бюджете РФ предполагается плановое увеличение бедности. Инфляция за 2015 год составит 13%, а товары первой необходимости подорожают аж на 20%. Но пенсия будет проиндексирована всего лишь на 4%, следовательно, в 2016 году пенсионеры и инвалиды станут беднее на более, чем 9%. Кроме этого, наблюдается общее сокращение социальных расходов, поэтому, несомненно, некоммерческим благотворительным фондам прибавится работы».
Депутат остановился и на воспитании молодежи. «Принята соответствующая стратегия, правильно, что государство обратило на проблемы воспитания внимание. Однако, по данным различных исследований, сегодня лишь 15% подростков способны сочувствовать (в советский период их было более 50%), а 45% студентов заявило о том, что хотят переехать за рубеж, т.е. налицо недостаток патриотизма. И в решении этой проблемы могут поучаствовать патриотические некоммерческие организации», – считает Олег СМОЛИН.
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Георгий ФЕДОРОВ в своем выступлении обратил внимание на то, что сегодня некоммерческий сектор стоит на острие борьбы за общественные интересы, эта борьба порой принимает жесткие бескомпромиссные формы. И связано это с тем, что социально-экономическая обстановка в нашей стране, как минимум, далека от идеала.
«То, что мы видим и слышим по телевизору, часто не соответствует действительности: региональные органы власти сворачивают социальные программы, отменяют гарантированные льготы. Правительство говорит о повышении пенсий, но пенсия индексируется всего лишь на 4%. В кризисный период обществу надо затягивать пояса, но бюджетная дисциплина во многих регионах нарушается. И в таких условиях НКО приходится не просто выживать самим, а еще и отстаивать интересы граждан!».
Георгий ФЕДОРОВ констатировал, что для решения всех проблем, связанных с развитием некоммерческого сектора, требуется во главу угла поставить центральный принцип гражданской солидарности. Т.к. на плечи третьего сектора ложится борьба за социальные права, нужна не просто «рука помощи» от власти, а власть сама должна увидеть гражданское общество с точки зрения самого гражданского общества. Но когда этого не происходит, власть начинает «растекаться» повсюду, влезает во все сферы, пытается их регулировать и контролировать. Власть должна чувствовать объективное сопротивление и видеть реакцию на неэффективное исполнение законов. Гражданская солидарность – это когда власть слышит и понимает гражданское общество.
В заключение своего выступления член Общественной палаты РФ предостерег делегатов Съезда: «Если у вас захотят что-то отобрать – вас попытаются разделить». Поэтому, по мнению Георгия ФЕДОРОВА, гражданскому обществу, его организованной части – некоммерческому сектору, необходима скорейшая консолидация.
Обсуждая вопросы объединения некоммерческих организаций страны, делегаты пришли к выводу, что какой-то консолидированный орган должен теперь формулировать основы государственной политики в отношении деятельности НКО в рамках уже сбалансированного учета интересов, как государства, так и самих НКО. Он также должен выработать единую идеологию формирования поддержки третьего сектора в России, обеспечить создание благоприятных правовых, организационных, материальных и иных условий для стимулирования развития НКО. Тех условий, которые самостоятельно подскажут российские НКО, в т.ч. делегирование НКО части функций по оказанию социальных услуг населению.
Очевидно, что для обсуждения всех этих вопросов понадобится неформальная независимая информационная площадка со всеми современными механизмами электронной демократии. Делегаты Съезда решительно заявили, что НКО не должны стать просто статистами во всей этой истории – их интересы должны реально быть представлены и без какой-либо дискриминации.
По мнению представителей НКО из подавляющего большинства субъектов РФ, кто-то должен защищать интересы НКО во власти. В то же время, делегаты уверены, что власть не должна подменять мнение НКО относительно развития третьего сектора, создавая управляемые ей совещательные органы чисто для вида. Все должны понять, что никто и никогда не смеет спекулировать общей позицией НКО в свою выгоду. Только сами НКО могут сформулировать властям «сконцентрированное видение» проблем некоммерческого сектора.
А это, по мнению председателя Организационного комитета Съезда Александра АЙГИСТОВА, и снятие всех бюрократических преград для доступа НКО к государственному финансированию с простым, понятным, открытым механизмом господдержки, а также новый стандарт налоговых вычетов, льгот, других компенсаций и преференций для бизнес-структур, предоставляющих средства или иную помощь социально ориентированным НКО. Это – и особые налоговые льготы для организаций третьего сектора, которые оказывают социальные услуги населению.
Делегаты Съезда открыто заявили, что устали платить НДС (налог на добавленную стоимость) с социальных услуг, не предусматривающих прибыль. Выплачивая волонтеру минимальное вознаграждение мы платим еще половину суммы в различные фонды. Не пора ли задуматься и пересмотреть всю политику власти в отношении третьего сектора в условиях новых социальных вызовов?
Конкретные предложения, связанные с уменьшением налоговых ставок для НКО, внес и член Общественной палаты РФ от ХМАО-Югры Виктор ЗАБОЛОТСКИЙ, который отметил, что необходимо законодательно закрепить новое понятие «Социально ориентированная НКО повышенной социальной пользы». Присвоение данного статуса должно носить не заявительный, а разрешительный характер. Решение о присвоении нового статуса должно приниматься специальной межведомственная комиссия в регионах на основе детального изучения деятельности организации за несколько лет.
Для таких организаций впоследствии предлагается:
— освободить от уплаты налога на имущество, земельного, транспортного налогов при условии направления высвобожденных средств на ведение уставной деятельности;
— предоставить право уменьшать налогооблагаемую базу на сумму пожертвований, перечисленных этой НКО в пределах установленного Налоговым кодексом РФ лимита расходов на иные виды рекламы (1% выручки от реализации) и внереализационных доходов;
— наделить субъекты РФ правом установления налоговой ставки в размере 0% для НКО, перешедших на упрощенную систему налогообложения при условии направления высвобожденных средств на ведение уставной деятельности.
Поддерживая делегата Съезда от ХМАО-Югры, руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ подчеркнул, что если государство преследует пользу, задумывается о крепком, здоровом гражданском обществе, то обсуждение форматов и механизмов предоставления господдержки и налоговых льгот возможно только вместе и на равных! К примеру, нам с вами давно понятно, что предоставлять средства господдержки необходимо не только на реализацию проектов и программ некоммерческих организаций, но и на их текущую деятельность, и на развитие организации.
Общественный деятель отметил, что облегчение жизни третьего сектора может заключаться также и в организации федерального ресурсного портала НКО, на котором, благодаря установленным на нем шлюзам и новейшему программному обеспечению можно будет значительно, а то и кратно дешевле сдавать бухгалтерскую и иную отчетность, осуществлять поиск государственных контрактов, тут же делать заявку на кредитные средства обеспечения заявок и контрактов у собственного НКО-банка или других «неравнодушных» финансовых структур. «И здесь нам уже не очень нужна помощь государства, мы активно проводим консультации. Такой ресурсный портал вместе с собственным удостоверяющим центром обязательно появится у нового Российского союза некоммерческих организаций, об идее создания которого постоянно говорят делегаты Съезда!»
Такой союз, по мнению Александра АЙГИСТОВА, должен аккумулировать возникающие в деятельности НКО проблемы, четко формулировать их, разрабатывать меры по их разрешению и представлять их в органы государственной власти. Орган не должен быть сам государственным или «прогосударственным», иначе никаких изменений не произойдет, законы будут придуманы властью для власти, что только обострит нынешнее состояние гражданского общества.
В рамках обсуждения деятельности созданного Союза делегаты Съезда констатировали, что федеральный закон о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций не выполняется. Кроме того, выполнение его контролируется слабо, виноватых, как всегда, нет. При этом отсутствует какой-либо независимый орган, организация, который непосредственно представляет НКО, и не только представляет, но и защищает их права и интересы с позиций самих НКО.
Представители некоммерческого сектора также серьезно озабочены тем, что законы и власти на местах работают так, что бизнес не заинтересован поддерживать НКО, обходит их за версту. Есть, конечно, исключения, но, как правило, это не системный подход к стимулированию бизнеса, а личный фактор, высоконравственная духовная позиция руководителя бизнес-структуры и социальное служение. И здесь необходима конкретная программа действий.
Делегаты также посетовали на то, что суммы, выделяемые НКО через гранты и субсидии, увеличиваются, однако до сих пор отсутствуют системный подход, механизмы общественного и государственного регулирования. Нет единого закона и даже порядка, по которому проводятся конкурсы грантов, как на федеральном уровне, так и в регионах.
Поддерживая тему господдержки, первый заместитель генерального директора РАРИО Анатолий ГАНИН привел такой пример: «Если в госзакупках любой участник обнаружит нарушение, то он может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу, конкурс отменят, если нарушение подтвердится. В случае с грантами и субсидиями пожаловаться нельзя никуда и ни на что. Стоит задуматься».
Задумался об этом и вице-президент Союза конституционалистов, председатель Совета Ассоциации политических экспертов и консультантов, академик Алексей КУЗЬМИН, который в своем выступлении обозначил крайнюю необходимость внедрения новейших форм взаимодействия НКО и власти – форм общественно-государственного партнерства. «Если у вас общественная организация сверхэффективная, она сама вытесняет ту или иную государственную социальную функцию, забирает ее себе. Причем условия, на которых здесь взаимодействует государство и общество, кто-то должен контролировать».
Также, по мнению академика, необходимо осуществить комплексный анализ деятельности социально ориентированных НКО России с целью выявления проблем в их деятельности по их характеру (отраслевой направленности), виду (нормативно-правовые, организационные и т.п.), уровню органов власти, к чьей компетенции относится решение указанных проблем. Необходимо понять, какие именно интересы отстаивают те члены муниципальных и региональных законодательных собраний, голосовать за которых агитировали представителей некоммерческих, в первую очередь добровольческих и волонтерских структур, которые особенно рассчитывают на поддержку местных властей.
Проблематику волонтерских организаций затронул заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Олег СМОЛИН: «Нужно еще активнее развивать добровольческое движение, реализовывать волонтерские проекты в том числе в сети Интернет. Причем, нам нужен интернет не только безопасный, но и образовательный, патриотический, социальный. Необходимо также активно поддерживать детское движение школьников».
Однако, делегаты Съезда – представители волонтерских и добровольческих организаций, а также структур детской и молодежной политики, социальной опеки удивлены тем, что до сих пор не существует реально работающей системы социальных лифтов для добровольцев. «Государство пользуется искренним желанием добровольцев помогать, однако взамен им не дает почти ничего. В итоге и для НКО теперь привлекать добровольцев становится все сложнее и сложнее – их нужно хоть как-то поощрять, а в гранте мы пишем, что можем только оплатить проезд и все. А нужно, чтобы было так: пришел волонтер НКО, помог чем смог, а потом получил от государства льготы при оформлении кредитов и ипотеки, путёвку в детский лагерь, талоны в социальный магазин и др. И это должно носить системный характер: для всех НКО и всех добровольцев, а не от случая к случаю», — заявили о своей позиции делегаты Съезда.
Отдельно делегаты остановились на вопросе взаимодействия российских НКО с русскоязычными зарубежными структурами и организациями соотечественников, представляющих более 35 миллионов человек, уехавших когда-то из СССР и России.
«Нам, представителям русскоязычных организаций, не хватает сотрудничества с институтами гражданского общества в России. Если мы работаем за рубежом только одни, варимся, что называется, в собственном котле – нас дискредитируют, ведут против нас информационные войны, всячески пытаются рассорить, предлагают выступить с осуждением политики родного государства. Но если вы – гражданское общество России – будете нас поддерживать, то нам будет гораздо легче объяснять и защищать позицию Президента России и всех российских государственно-общественных институтов. Мы искренне поддерживаем идею создания Российского союза некоммерческих организаций и с радостью в него вступим», – констатировал председатель Бельгийской федерации русскоязычных организаций (БФРО) Сергей ПЕТРОСОВ. С ним согласились директор Русского дома в Копенгагене Валерий ЛИХАЧЕВ и председатель правления Ассоциации «Межкультурные коммуникации и русский язык» Томас ХЕНЧЕЛЬ, которые также подчеркнули необходимость разработки дорожной карты развития третьего сектора с распределением конкретных задач и контролем их выполнения с непосредственным участием зарубежных русскоязычных организаций, поддерживающих политику России.
Главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, председатель экспертного совета по распределению субсидий Комитета общественных связей Москвы Владимир ЯКИМЕЦ в своем выступлении коснулся вопросов социального предпринимательства: «Сегодня для развития социальных предприятий требуется создание инвестиционной инфраструктуры в регионах и муниципалитетах. Необходимо распространять при всесторонней государственной поддержке деятельность центров инноваций в социальной сфере и фондов поддержки социального предпринимательства».
Идею академика продолжила советник руководителя Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Руфина ЗИНАТУЛИНА, которая пояснила, что в текущий кризисный период социальное предпринимательство – это мобилизация сил НКО для создания внутренних источников финансирования своей деятельности. При этом, внешние источники (гранты, субсидии, спонсоры) также остаются. В результате НКО получает ту самую необходимую финансовую устойчивость.
Представитель руководства стратегического партнера Съезда презентовала ряд проектов Фонда «Наше будущее», направленных на поддержку социального предпринимательства в России: Всероссийский конкурс «Социальный предприниматель», Конкурс для социальных предпринимателей «Больше, чем покупка» и др. В заключение Руфина ЗИНАТУЛИНА заявила о необходимости внедрения и реализации на государственном уровне программ обучения и просвещения в сфере социального предпринимательства, а также введения государственных и региональных программ, стимулирующих оказание НКО услуг в социальной сфере.
Темы финансовой устойчивости НКО также коснулся в своем выступлении председатель правления Союза защитников информации Александр БРАЖНИКОВ, который объявил о грантах его организации на осуществление проектов в сфере общественного контроля. «Многие государственные учреждения – больницы, детские садики, школы – часто нарушают Федеральный закон №152-ФЗ «О защите персональных данных». Их никто не контролирует, в итоге данные наших детей и информация о наших болезнях попадает в «плохие руки». В связи с этим Союз защитников информации совместно с нашими членами – компаниями в сфере информационной безопасности – инициировали гранты для некоммерческих организаций, осуществляющих общественный контроль в сфере соблюдения требований о защите персональных данных. Также мы планируем совместно с РАРИО проведение ряда мероприятий в субъектах РФ, на которых обучим представителей НКО как контролировать защиту персональных данных», — сказал в завершение докладчик.
Еще одна проблема, озвученная делегатами, касалась непосредственно компетенции экспертов грантовых комиссий – они вызывают все больше и больше вопросов. «Несомненно, есть в комиссиях и достойнейшие эксперты, в деталях знающие сферы деятельности и проблематику НКО. Но в основном квалификация экспертов совершенно разная, подходы к оценке заявок – тоже разные. Попадает заявка к одному эксперту – будет один балл, попадает к другому – может быть совершенно другой. Оценивая одну и ту же заявку, один эксперт дает ей максимальные 100 баллов, а другой – 0 и говорит, что этот проект никому не нужен», подтвердила делегат Съезда, много лет проработавшая в Комитете общественных связей Москвы, экс-руководитель аппарата Общественной палаты Москвы Светлана ГЛАДКОВА.
Комментируя сказанное, председатель Оргкомитета Съезда Александр АЙГИСТОВ заявил о насущной необходимости подготовки экспертов по единым стандартам: «Их нужно серьезно обучать правильной и объективной оценке заявок, разрабатывать и внедрять стандарты для работы экспертов по всей стране. Эксперты должны чувствовать свою ответственность за будущую реализацию социального проекта и знать, что им, возможно, придётся обосновать свою позицию перед НКО-сообществом. Нам с вами нужно создать свою систему, при которой эксперты будут заинтересованы в качественной и справедливой оценке заявок НКО, как, например, это делается в Фонде Бортника. Эксперты должны так отбирать проекты, как будто они их финансируют из своего кармана! Это вам уже не просто обратная связь – это реальные инновации в подходах к распределению субсидий».
Обсуждая выступление руководителя РАРИО, делегаты единодушно выступили за создание «Независимого общественного регулятора в сфере распределения грантов и субсидий». Идею создания такого регулятора поддержал главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, председатель экспертного совета по распределению субсидий Комитета общественных связей Москвы Владимир ЯКИМЕЦ. Он, в частности, напомнил делегатам Съезда о том, что сейчас российские НКО работают в период стагнации и кризиса. «Нам нужно планировать риски, стремиться к тому, чтобы межсекторное партнерство действовало не только на федеральном уровне, но и на уровне регионов, муниципалитетов. Необходимо открытое формирование бюджета на всех уровнях с участием НКО. Необходим скорейший переход к оказанию социальных услуг на базе некоммерческих организаций, массовое участие НКО в госзакупках. В результате при проведении конкурсов грантов и субсидий эксперты должны оценивать не количество сканов дипломов и статусы руководителя НКО, а качество оказываемых организацией социальных услуг, опыт и способность к эффективному партнерству с государством. Короче говоря – самое главное – каким будет социальный эффект от предоставления твоей услуги, а не то, «какой ты красивый!»
Директор департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ Артем ШАДРИН также отметил, что необходимо повышать открытость конкурсных процедур при выделении субсидий и грантов, особенно на местах. При этом, конечно, важно обеспечить участие разных категорий экспертов в комиссиях, чтобы распределение было максимально объективным. «И у Минэкономразвития РФ есть конкретный план этой работы», — заявил спикер.
Директор профильного департамента в Министерстве экономического развития РФ разъяснил делегатам Съезда, что субсидии регионам РФ на поддержку НКО распределяются на условиях рейтингов, которые, в свою очередь, состоят из определенных критериев. Первый критерий – доля финансирования, распределяемая субъектом РФ на конкурсной основе, сокращение сметного финансирования в рамках государственного задания. Таким образом мы повышаем долю расходов бюджета в социальной сфере, которая предполагает участие НКО. Второй критерий – налоговые льготы как самим НКО, так и юридическим лицам, поддерживающим НКО. Третий критерий – имущественная поддержка, но не просто предоставление помещений НКО на безвозмездной или льготной основе, а коллективное использование помещений – коворкинги для НКО, коллективные бухгалтерии НКО, использование государственных учреждений, библиотек, залов и т.д. Органы власти могут выставлять на свой сайт графики работы учреждений и время, когда они могут быть предоставлены для НКО. Четвертый критерий – информационная поддержка, освещение деятельности НКО в СМИ. И, наконец, пятый критерий – участие НКО в формировании попечительских советов при органах власти субъектов РФ.
Руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ отметил высокий уровень организации конкурсов софинансирования субъектов РФ по поддержке НКО и предложил делегатам Съезда на основе результатов комплексного анализа деятельности социально ориентированных НКО подготовить и направить Президенту РФ предложения, связанные с установлением для НКО различных категорий и наиболее эффективных способов их финансирования: по конкурсу, без конкурса, софинансирование в долях, компенсация расходов за социальные услуги, в рамках государственно-частного партнерства и др.
«Однако хочу заметить, что сами принципы подобного отбора необходимо вырабатывать в тесном взаимодействии государства, бюджетного сектора и социально ориентированных НКО, избегая при этом намечающейся вредной коммерциализации социальной сферы. Формирование критериев для каждой категории СО НКО надо осуществлять при активном участии их представителей», – добавил Александр АЙГИСТОВ.
Подводя итоги проблематики, связанной с государственной поддержкой НКО, делегаты Съезда предложили на основе согласованных с представителями некоммерческого сектора критериев подготовить и предложить Государственной Думе ФС РФ рамочный законопроект «О финансировании некоммерческих организаций Российской Федерации», предусматривающий единый порядок финансирования НКО, выделения субсидий на конкурсной основе, а также особый (внеконкурсный) порядок финансирования и выделения субсидий СО НКО, подпадающим под требования соответствующих категорий (или специальных групп – как сказал Президент РФ).
Делегаты пришли к единодушному выводу, что для реализации указанных выше предложений жизненно необходим независимый орган, который аккумулировал бы на профессиональном уровне интересы НКО, формулировал проблемы и меры для их разрешения, а также представлял интересы НКО в отношениях с органами власти. Это орган, защищающий как интересы третьего сектора в целом, так и права конкретных НКО без какой-либо дискриминации.
Делегаты констатировали, что НКО, поддерживающие идею создания такого независимого органа (Российского союза некоммерческих организаций), должны нести должную ответственность и непосредственно участвовать в решении поставленных задач, разделять всю имеющуюся нагрузку.
В заключение Александр АЙГИСТОВ предложил делегатам Съезда самим решить, насколько актуальными являются указанные предложения, и, если они являются значимыми, то «…мы должны объединить все свои усилия для их претворения в жизнь. Мы хорошо знаем, что у консолидированной позиции организованной части гражданского общества больше шансов на успех!»
В результате всех обсуждений делегаты Съезда пришли к единодушному мнению о создании Российского союза некоммерческих организаций, учредительная конференция которого состоялась 1 декабря 2015 года в Москве. Президентом Российского союза некоммерческих организаций избран руководитель РАРИО Александр АЙГИСТОВ. Вся организационно-техническая работа, в том числе юридическая регистрация новой организации, поручена исполнительной дирекции Организационного комитета VI Съезда некоммерческих организаций России. Официальный портал Союза будет располагаться по адресу www.rsnko.ru.
Как уже говорилось, главная цель Российского союза некоммерческих организаций заключается в защите прав и представлении интересов НКО в вопросах взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, бизнесом, СМИ, а также с международными профильными организациями, поддерживающими политику России.
Союз призван содействовать зарекомендовавших себя НКО в получении финансовой, имущественной, образовательной, информационной, административной, организационно-технической, юридической и иной поддержки.
Среди основных задач Союза – разработка и продвижение стандартов и правил деятельности НКО; участие в разработке государственной политики и различных правовых актов в сфере НКО, мониторинг соответствующего правового поля; создание и функционирование общественного регулятора в сфере грантов и субсидий для НКО; юридическая, организационная, информационная и экспертно-аналитическая помощь некоммерческому сектору страны.
Решено, что Итоговая резолюция Съезда будет в течение месяца обсуждена в онлайн-режиме с делегатами Съезда, утверждена и опубликована на официальном портале www.gosgrant.ru.
Следующий, VII Съезд некоммерческих организаций России предварительно запланирован на 6-9 декабря 2016 года.
Информация о вручении Общественной премии ГОСГРАНТ 2015 года
В рамках VI Съезда некоммерческих организаций России состоялась торжественная Церемония вручения Общественной премии за вклад в развитие и поддержку некоммерческого сектора Российской Федерации (Общественной премии «ГОСГРАНТ 2015»).
Главная цель Премии – общественное признание заслуг лучших организаций-грантооператоров, неправительственных фондов, социально ответственного бизнеса, СМИ, а также субъектов РФ и отдельных государственных и общественных деятелей, работающих в сфере поддержки социально значимых проектов.
Символ Премии – Атлант, держащий на своих плечах непосильную ношу – небесный свод. Эта фигура олицетворяет волю, силу и ответственность. Именно благодаря этим качествам лауреаты Премии добиваются значимых результатов при осуществлении социально значимых проектов в масштабах федерации, отдельных регионов, городов и различных сообществ.
Выдвижение кандидатов на соискание Премии 2015 года проходило в течение ноября. В результате в перечень номинантов вошли более 70 организаций, субъекты РФ и персоналии. Определение лауреатов состоялось непосредственно во время VI Съезда НКО – делегаты проголосовали за своих выдвиженцев, заполнив в день открытия Съезда специальный бюллетень. В этом году экспертами Премии выступили более 477 представителей руководства некоммерческих организаций.
По результатам подсчета голосов и решением Оргкомитета VI Съезда некоммерческих организаций России статус лауреата Общественной премии ГОСГРАНТ присвоен в шести номинациях:
— в номинации «Общественным деятелям, внесшим значительный вклад в совершенствование системы государственной поддержки институтов гражданского общества» –руководитель программы «Социальные инвестиции регионов» АНО «Информационная сеть НКО» Михаил Николаевич ПЬЯНЫХ
— в номинации «Общественным деятелям, внесшим значительный вклад в совершенствование системы государственной поддержки институтов гражданского общества» –главный научный сотрудник Института системного анализа РАН Владимир Николаевич ЯКИМЕЦ
— в номинации «Общественным деятелям, внесшим значительный вклад в совершенствование системы государственной поддержки международных русскоязычных некоммерческих структур и организаций соотечественников» – директор Русского дома в Копенгагене (Дания) Валерий Леонидович ЛИХАЧЕВ
— в номинации «Субъектам РФ с эффективной системой государственной поддержки НКО» — Республика Саха (Якутия)
— в номинации «Государственным и общественным деятелям, внесшим значительный вклад в систему господдержки НКО на уровне субъектов РФ» – министр Правительства Москвы, руководитель департамента информационных технологий города Москвы Артем Валерьевич ЕРМОЛАЕВ
— в номинации «Фондам и организациям за высокие результаты в области поддержки социальных проектов» – Российская государственная библиотека
— в номинации «Фондам и организациям за высокие результаты в области поддержки социальных проектов» – Фонд поддержки, развития и пропаганды идей мира «МИРОТВОРЕЦ»
— в номинации «Некоммерческим организациям и СМИ за информационную поддержку социально значимых проектов» – Благотворительный фонд «МЯЛ» (Республика Ингушетия)
— в номинации «Некоммерческим организациям и СМИ за информационную поддержку социально значимых проектов» – Всероссийское общество спасания на водах «ВОСВОД»
— в номинации «Некоммерческим организациям и СМИ за информационную поддержку социально значимых проектов» – Информационное агентство России «ТАСС»
— в номинации «Некоммерческим организациям и СМИ за информационную поддержку социально значимых проектов» – Общественное телевидение России
— в номинации «Некоммерческим организациям и СМИ за информационную поддержку социально значимых проектов» – Журнал «Москва Столица»
Информация о семинарах, практикумах, мастер-классах в рамках Съезда
Пленарный семинар
«Поучаствовал в торгах – не сидишь «на бобах»!
Пошаговый план и рекомендации некоммерческим организациям по участию в конкурсных процедурах и эффективному выполнению государственных контрактов в социальной сфере»
Ведущие: член Совета Федерации ФС РФ Елена ПОПОВА, директор проектов государственно-частного партнерства РАРИО Наталия САМОЙЛОВА, президент Ассоциации обучающих центров Татьяна БАСАРГИНА (г. Барнаул)
Пленарный практикум – деловая игра для руководителей НКО и представителей органов власти субъектов РФ
«А что у нас? Политические манипуляции и использование НКО в сезон выборов… Или все-таки партнерство, честь, достоинство?
Избирательные кампании 2016 года как новые возможности для капитализации ресурсов НКО»
Ведущие и эксперты: руководитель Бюро политтехнологий и коучинга РАРИО Екатерина ФИЛОНОВА, политический коуч, независимый политический консультант Татьяна ИСАКОВА, политтехнолог Александр ЛОПАТИН, эксперт по организации избирательных комиссий Роман СТЕПАНОВ (г. Санкт-Петербург), руководитель инициативной группы обманутых дольщиков города Сочи Роман ГУБИЧ (г. Сочи)
Женский практикум
«Философия красоты: внешний облик и имидж работника некоммерческой организации. Как нужно выглядеть, чтобы разговаривать со спонсором на равных?»
Ведущие и эксперты: независимые консультанты по красоте Елена КРИВОШЕЕВА и Наталья СЕЛЕЗНЕВА, генеральный директор Общероссийского общественного фонда «Истина добра» Елена БОЛОТОВА
Практикум
«Инновационные технологии продвижения социальных проектов в сети Интернет: сайты, социальные сети, блоги, вирусная реклама и др.»
Ведущая: пресс-секретарь РАРИО Виктория БУНЧУК
Семинар
«Новое в законодательстве НКО: время пришло — пора менять устав и не только…»
Ведущая: юрист Юридического бюро «Экспресс-регистратор» Татьяна МАНЬШИНА
Семинар
«2016: Особенности бухгалтерского и налогового учета для некоммерческих организаций»
Ведущая: генеральный директор Консультационного центра по налогам и сборам «ЮрАудит» Елена КАШПОРОВА
Семинар РАРИО
«Взаимодействие российских НКО с зарубежными русскоязычными структурами. Гранты Россотрудничества и не только…»
Ведущий: президент Ассоциации «Всемирная организация устойчивого развития» Роберт АБДУЛИН
Семинар РАРИО
«Формы и методы участия некоммерческих организаций в осуществлении общественной экспертизы и общественного контроля. Региональный опыт»
Ведущая: заместитель генерального директора РАРИО по взаимодействию с институтами гражданского общества Светлана ГЛАДКОВА
Круглый стол-семинар РАРИО
«Революционные методы продвижения профессиональных и отраслевых объединений, общественных организаций. Капитализация ресурсов НКО»
Ведущий: президент Ассоциации профессиональных бухгалтеров России Денис ЛЫСЕНКО
Семинар
«Социальное предпринимательство как механизм устойчивого развития некоммерческих организаций. Как создать бизнес-модель внутри социально значимого проекта?»
Ведущая: эксперт Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» Анна БРУСНИЦЫНА
Практикум
«Болевые точки грантовых заявок. О чем не договаривают грантооператоры и что требуют регуляторы… Типовые ошибки и советы»
Ведущая: директор Консалтингового агентства в области развития «Девелопмент Солюшнс», международный эксперт-тренер в области социального проектирования Светлана БРОНЮК
Круглый стол-семинар
«Участие НКО в антикоррупционных экспертизах»
Ведущие: председатель Экспертного совета РАРИО, председатель совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Алексей КУЗЬМИН, заместитель генерального директора РАРИО по взаимодействию с институтами гражданского общества Светлана ГЛАДКОВА
Семинар
«Международные и отечественные стандарты управления процессами оказания социальных услуг и их качества. Контроль качества оказания социальных услуг НКО»
Ведущая: советник руководителя РАРИО Вероника ЯРНЫХ
Митап
«Инновационные технологии спонсорства: e-mail маркетинг, digital-технологии, краудфандинг»
Ведущая: директор специальных и краудфандинговых проектов РАРИО Марина БЕЛОУСОВА
Практикум
«Эгомаркетинг: где взять ресурсы для НКО? Исправляем ошибки социализации и коммерциализации»
Ведущий: председатель правления Сети международных экспертов «СоюзКонсалт» Олег ПАЛАДЬЕВ
Для делегатов Съезда между заседаниями была организована концертная программа с участием мастеров искусств – солистов театров оперы и балета, актеров театра и кино, детских творческих коллективов. Среди них – солист Датской королевской оперы Валерий ЛИХАЧЕВ, заслуженный артист России Дмитрий ДУНАЕВ, актер комического жанра Евгений ВОСКРЕСЕНСКИЙ, лауреаты международных конкурсов и фестивалей: композиторы и пианисты Арсений ТРОФИМ и Никита ПОПОВ, Юлия САБИТОВА (скрипка), Алексей СЛАВНОВ (гитара), Леонид ПОТЕМКИН (аккордеон), Юрий САРАФАНОВ (баритон), Анастасия ЗВЕРЕВА (сопрано), Елизавета СУХОПАРОВА (меццо-сопрано) и др.
Иногородние делегаты Съезда приняли участие в обзорных экскурсиях по Москве: побывали в московском Кремле, поднимались на 54 этаж башни комплекса «Москва-Сити», осмотрели московские достопримечательности, побывали на Останкинской телебашне.
В первый и последний дни Съезда для делегатов были организованы специальные театральные показы спектаклей выпускников Театра-студии «ГИТИС».