С начала августа 2015 года в сети Интернет размещён электронный вариант «Гуманитарный словарь преподавателя гражданского образования», подготовленный некоммерческой организацией «Фонд общественных инициатив» при операторской поддержке Института проблем гражданского общества (доступен по ссылке https://cloud.mail.ru/public/916k/ZwWnfjckN).
Словарь адресован тем, кто реализует образовательные проекты для гражданского общества и заинтересован в повышении уровня компетентности активистов «третьего сектора» — преподавателям гуманитарных дисциплин вузов, организаторам гражданского образования взрослых, членам региональных общественных палат, руководителям и сотрудникам социально-ориентированных некоммерческих организаций, широкому кругу гражданских активистов.
Словарь является учебным пособием и входит составной частью в учебно-методический комплекс, состоящий из модельной вариативной программы для школ НКО (доступна по ссылке https://cloud.mail.ru/public/FsCF/DRFCGG1yN) и готовящейся программы повышения преподавательского мастерства вузовских специалистов, транслирующих свои знания гражданскому обществу.
Особенность Гуманитарного словаря – в междисциплинарном подходе при отборе и включении терминов и понятий, характеризующих единство социально-гуманитарного знания, в фокусе внимания которого всегда находится человек, его гражданская позиции в социальном контексте деятельности. Личность и общество – два основных понятия, без изучения которых и понимания их глубокой и всесторонней взаимосвязи невозможно развитие гражданского общества.
Электронный вариант словаря включает более 1500 базовых терминов и понятий, которые составляют основу социально-гуманитарного знания — тот минимум, который необходим для преподавателя и организатора гражданского образования, чтобы наиболее полно отразить в учебном процессе потребности обучающихся в школах и семинарах НКО, ориентированных на деятельное участие в развитии российского гражданского общества. Особенностью данного словаря является его открытость для внесения заинтересованными сторонами языковых дополнений и определений, предложений по его совершенствованию. Предполагается, что печатный вариант словаря будет бесплатно рассылаться по запросу общественных палат и некоммерческих организаций.
Предназначенный для практического применения, словарь может стать своеобразной лоцией в изучении тем, отражающих стремление гражданских активистов и руководителей НКО к саморазвитию на пути трансформации российского гражданского общества, опирающегося на ценностные основания, на продуктивное общение гражданина и социальных групп с разнообразными субъектами социально-культурной, социально-политической и социально-экономической деятельности.
Предъявленная модель словаря – определённый вклад участников проекта в движение от перманентной дискуссии, происходящей в гражданском обществе и часто ведущейся на разных языках, к общегражданскому дискурсу понимания сторонами дискуссии друг друга.
В современном обществе, пронизанном потоками противоречивой информации, важно найти верные ориентиры распознавания сути происходящего в стране и мире, в гражданском обществе. Этому служит сфера гражданского образования взрослых, в которую вовлечены преподаватели, лекторы, тренеры, различного рода школы НКО. Перед организаторами гражданского образования взрослых всегда возникают вопросы формирования программ обучения. Разрешению этих вопросов и посвящён проект «Гуманитарная мастерская преподавателя как ресурс гражданского образования», в котором участвуют 50 преподавателей и тренеров, организаторов гражданского образования из 18 регионов страны. В процессе диалога участников проекта друг с другом и приглашёнными экспертами, на основании мониторинга и анализа деятельности школ НКО, потребностей гражданских активистов в обучении, с учётом общественного запроса на гуманитарное знание и создан учебно-методический комплекс, в состав которого включён Гуманитарный словарь.