24 апреля 2013 года прошло совместное заседание Общественной палаты Российской Федерации и Совета общественных палат России, где были представлены текущие результаты мониторинга реализации социально значимых президентских указов (№№ 596-606 от 7 мая 2012 г.), касающихся вопросов социальной защиты граждан, создания рынка доступного жилья, развития образования, поддержке семьи, материнства и детства, а также формирования здорового образа жизни.
В работе данного мероприятия принял участие секретарь Общественной палаты Амурской области Седов Владимир Валентинович. Он рассказал коллегам, какие данные были получены в результате мониторинга на территории Амурской области.
Пленарное заседание открыл заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации Островский Михаил Владимирович, отметив что «Общественная палата Российской Федерации еще в ходе принятия бюджета на 2013 г. обращала внимание на то, что заложенных средств не хватит на реализацию указов Президента. Данные общественного мониторинга это подтвердили».
Кроме того, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации отметил, что при мониторинге в регионах Общественная палата столкнулась с «дутыми цифрами». Данные, пришлось перепроверять, потому что нередко выяснялось, что цифры не соответствуют реальному положению дел. Иногда данные оказывались искаженными еще и потому, что нет критериев оценки тех или иных проблем.
В свою очередь, член Общественной палаты Российской Федерации Разворотнева Светлана Викторовна, курирующая мониторинг исполнения указов, посвященных доступному жилью и социальной поддержке многодетных семей, рассказала о проблемах при выделении земельных участков многодетным семьям.
Так, например, отсутствует прозрачная процедура выделения земли, нет открытой информации о движении очереди и возможности выбора участков. Зачастую, семьям предлагаются участки в труднодоступных местах и без необходимой инфраструктуры. Но самое, пожалуй, нелепое в этой ситуации, что гражданам, получившим бесплатные участки, приходится платить налог в размере 13% от рыночной стоимости земли. Для большинства семей это неподъемные деньги.
Впрочем, ситуация с выделением земельных участков многодетным семьям постепенно улучшается. Чего нельзя сказать о создании условий для развития рынка доступного и комфортного жилья. Речь идет как о повышении доступности ипотечных программ, так и о строительстве социального арендного жилья.
Как отметила Светлана Викторовна, анализ ситуации в регионах показал, что ситуация с формированием рынка доступного и комфортного жилья практически не улучшается. Но регионы здесь мало что могут сделать — у них в бюджетах просто нет средств.
По словам Разворотневой, государственные кредитные институты практически не вкладываются в инфраструктурные проекты. В результате отсутствуют специальные кредитные инструменты для потенциальных строителей социального жилья.
«Если сегодня они получают кредит под 11%, то вряд ли можно вести речь о дешевой ипотеке для населения», — сделала вывод Разворотнева. И, тем не менее, по ее словам, во многих регионах реализуются жилищные программы. Правда, в них участвует только 26% граждан из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Более половины опрошенных не знают о том, что такие программы, вообще, существуют. А часть граждан, которые слышали о них, не верят в перспективы получения жилья и, соответственно, не подают документы. Самое печальное, что 40% граждан и вовсе признались, что не имеют надежды когда-нибудь улучшить свои жилищные условия.
Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике Тополева Елена Андреевна ведет мониторинг создания рабочих мест для инвалидов, а также создания условий для женщин, совмещающих воспитание детей с трудовой деятельностью.
«Наш мониторинг показал, что работа по созданию рабочих мест для граждан с инвалидностью ведется во всех регионах, причем, на достаточно серьезном уровне, — отметила Тополева. — Однако мы столкнулись с общими для всех субъектов проблемами. В частности, отсутствуют структуры, координирующие трудоустройство инвалидов. Особенно, это касается интеллектуальных профессий: ни инвалиды, ни работодатели сегодня не знают, как выйти друг на друга».
Елена Андреевна убеждена, что к этой работе надо привлекать профильные НКО, действующие на местном и региональном уровнях. Сегодня они практически не задействованы в этой работе. Кроме того, по ее мнению, следует создавать подразделения по трудоустройству инвалидов при государственных центрах занятости населения.
«В России 1,75 млн. нетрудоустроенных инвалидов, имеющих возможность работать. 77% из них, согласно данным Минтруда, имеют такое желание. Более того, многие работодатели готовы их брать на работу. Единственное, о чем они просят — помочь им в подборе таких сотрудников и создании специальных условий на рабочих местах», — заявила Елена Тополева.
Эти и другие рекомендации члены Общественной палаты Российской Федерации уже направили в Министерство труда и социальной защиты.
Еще одна тема президентских указов — формирование здорового образа жизни. О мониторинге реализации мер в этой сфере рассказал член Общественной палаты Российской Федерации Бокерия Лео Антонович По его словам, исходя из первых результатов мониторинга, значительная часть населения — около 80% — заявляет, что в регионах страны недостаточно спортивных объектов и учреждений.
«Между тем, три четверти респондентов сообщили о том, что в их регионах реализуются проекты, направленные на охрану здоровья, защиту экологических интересов граждан, формирование здорового образа жизни, профилактику алкогольной, наркотической и табачной зависимости.
Вместе с тем, более половины опрошенных по вопросу экологической обстановки в регионах России охарактеризовали ее неудовлетворительно».
По его словам, сегодня национальная проблема — школьное питание. 64% процентов респондентов считают, что продукты, которые используют в школах, не соответствуют требованиям здорового образа жизни.
«Оценивая деятельность региональных медицинских учреждений по первичной профилактике заболеваний, практически половина опрошенных (48%) удовлетворительно оценила эту деятельность. Высоко оценили уровень деятельности лишь 9% респондентов. Доля неудовлетворенных по вопросу составила практически треть — 32%». Мониторинг исполнения указа «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» также выявил ряд проблем. «Существуют три основные задачи: во-первых, необходимо принять меры, направленные на ликвидацию очередей в детских садах, во-вторых, обеспечить доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений до средней заработной платы в соответствующем регионе, а в-третьих, обеспечить поддержку педагогам, работающим с детьми из социально неблагополучных семей», — заявила первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования Духанина Любовь Николаевна.
Вместе с тем, она отметила, что в целом прослеживаются позитивные тенденции. «Наш опрос подтвердил, что средняя зарплата педагога на территории РФ составляет сегодня 21 тысячу рублей. 38% респондентов связывают рост зарплаты с увеличением нагрузки. Большинство учителей (40%) в качестве основной причины указали изменение правил начисление зарплаты. 32% указали, что рост зарплаты произошел за счет изменений в финансировании школы», — заметила Духанина, —
«Однако если же говорить о решении конкретных задач, то пока нельзя сказать, что они решены. В частности, сохраняются очереди в детские сады».
В завершение пленарного заседания председатель Межкомиссионной рабочей группы по международному сотрудничеству и публичной дипломатии Соколов Александр Валентинович проинформировал о текущей международной деятельности Общественной палаты Российской Федерации.
Александр Валентинович отметил, что с 2012 года поставлены задачи консолидации вокруг Общественной палаты организаций, специализирующихся на общественной дипломатии.
Как отметил Владимир Валентинович, основными выводами пленарного заседания стало то, что общественный мониторинг социально-значимых Указов Президента — это первый шаг к формированию ответственного партнерства между гражданским обществом и властью.
На настоящем этапе мониторинг показал, что, хотя работа по исполнению Указов уже дала первые результаты, тем не менее, удовлетворенности этой работой в обществе нет, а это свидетельствует о том что мы должны продолжить работу, привлекая больше общественных организаций для того чтобы получить необходимую информацию по реализации указов Президента Российской Федерации на территории Амурской области.