6-7 сентября 2021 года в Хабаровске прошел организованный Общественной Палатой РФ форум «Сообщество» по теме «Инфраструктурное развитие: обеспечение роста благополучия россиян», в котором приняла участие делегация Амурской области, возглавляемая председателем Общественной Палаты региона Виктором Марценко, в состав которой также входили представители некоммерческого сектора и бизнеса.
Вторые по устойчивости деятельности некоммерческого сектора
Форумы «Сообщество» в течение года проводятся в различных федеральных округах РФ и являются открытой рабочей площадкой для трехстороннего диалога между обществом, бизнесом и властью, направленного на повышение качества разработки и реализации социальных проектов и развития межсекторного сотрудничества. В ходе их работы выявляется состояние развития гражданского общества и социально ориентированных практик в регионах, обсуждаются существующие проблемы и возможные путей их решения.
— Польза от проведения таких форумов несомненна, — уверен Виктор Марценко. – Это площадка по обмену опыта работы, накопленного в регионах. Во время прошедшего форума прошло обсуждение формирования рейтинга регионов по уровню и качеству развития социально ориентированных некоммерческих организаций. И по его результатам Амурская вошла в двадцатку лучших регионов страны.
При составлении рейтинга использовали девять факторов, каждый из которых рассчитывается на основе нескольких показателей – всего их 39. В сумме получается четкая картина того, насколько развит некоммерческий сектор в регионе, каков его потенциал и как эффективно этот потенциал реализуется при взаимодействии с властью, населением, бизнесом, медиаисточниками.
Амурская область стала второй в РФ по «Устойчивости деятельности некоммерческого сектора». Этот фактор включает в себя следующие показатели: насколько жизнеспособными являются НКО и не распадаются в течение нескольких лет после их образования, сколько новых некоммерческих объединений создается в последнее время, какова доля НКО, которые не просто зарегистрированы на бумаге, но и осуществляют активную деятельность.
Также высокие оценки некоммерческий сектор Амурской области получил по факторам «Экономическая значимость НКО в регионе» и «Социальная значимость некоммерческого сектора в регионе».
Наряду с достигнутыми успехами в работе некоммерческого сектора имеются направление, развитию которых в Амурской области необходимо уделять большее внимание.
— У нас еще не на том уровне, как хотелось бы, налажена работа социально ориентированных НКО, которые могут оказать серьезную конкуренцию бюджетным структурам в сфере образования, спорта, соцзащиты, здравоохранения по оказанию социальных услуг. Некоммерческий сектор такие услуги может оказывать почти в три раза дешевле, чем бюджетная организация. Также мы намерены обратить пристальное внимание на вопросы межнациональных отношений. Это очень важный момент для нашего региона, — отметил Виктор Васильевич. — На территории области проживают не только коренные и малочисленные народы Севера, но и трудовые мигранты, которые приехали в Приамурье из бывших республик СССР. Они в Амурской области не только трудятся, но и получают гражданство РФ, создают семьи. Я считаю, что нужно скоординировать деятельность существующих диаспор, чтобы люди, входящие в них, могли развивать свою культуру, национальные виды спорта, сохранять родной язык. При этом мы должны четко понимать, каким образом выстраивать отношения с людьми, приезжающими в область, с точки зрения соблюдения ими законов, существующих в РФ и принятых на территории Амурской области. В ближайшее время мы планируем инициировать совещание с участием представителей миграционной службы, министерств культуры, экономики, образования, чтобы обсудить, как лучше скоординировать работу в данном направлении.
Транспортная система Дальнего Востока нуждается в модернизации
Программа форума была насыщенной, в его рамках работали дискуссионные площадки, прошли «Круглые столы». Председатель комиссии по экономическому развитию и экологической безопасности Общественной палаты Амурской области Юрий Маркитан во время проведения «Круглого стола», на котором обсуждалось развитие транспортной системы Дальнего Востока, обозначил основные проблемы, с которыми сталкиваются малые транспортные предприятия. Одной из них он назвал избыточные требования по соблюдению транспортной безопасности.
— В северных районах Амурской области практически полностью отсутствуют пункты техосмотра для грузового транспорта и автобусов, которые каждые полгода приходится гонять в Благовещенск, а от Тынды – это 800 км пути в одну сторону, и дорога туда-назад занимает, как минимум три дня. Естественно, затраты на прохождение техосмотра растут в разы. Кроме того наблюдается несовершенство реализации законов в транспортной сфере. Ранее мы делали оценку уязвимости автотранспорта и за каждую машину заплатили по 40 тысяч рублей. Но теперь ее отменили и стало обязательной разработка паспортов безопасности. Однако отдельной методики для автомобильного транспорта не существует, и для него паспорта составляются на основе положений, которые разработаны для аэропортов, вокзалов и морских судах. И доходило до смешного, когда надзорные органы при проверке документации требовали установить в автобусах рамки металлоискателей, что сделать, конечно же, невозможно, — привел пример Юрий Маркитан. — На форуме я внес предложение, что законодательные акты, которые касаются бизнеса, должны вступать в силу не с момента их опубликования, а с момента создания условий для их выполнения. Иначе можно потерять весь малый бизнес, который обслуживает небольшие и удаленные населенные пункты.
Кроме того на северных территориях отсутствуют специалисты по установке и обслуживанию электронного оборудования для автотранспорта: тахографов, систем видеонаблюдения, ГЛОНАСС. Поэтому приходится приглашать специалистов из Благовещенска, а то и из Хабаровска, что приводит к существенному увеличению затрат.
Также Юрий Маркитан во время «Круглого стола» обратил внимание на острую нехватку на Дальнем Востоке обучающих центров по транспортной безопасности. В ДФО имеется единственный такой центр во Владивостоке, специалисты которого два раза в год выезжают крупные городам ДФО и принимают экзамены. Подготовиться к ним водители должны были самостоятельно, а требования на экзамене предъявляются жесткие, и многие сдать его не могли, не пройдя соответствующего обучения.
Еще одна проблема связана с отсутствием автозаправочных станций.
— В связи с удорожанием топлива происходит закрытие частных АЗС. А крупные вертикально интегрированные компании, как например, «Роснефть», на Север и в небольшие населенные пункты не заходят, потому что с малыми объемами продаж им работать невыгодно. Подобная ситуация не способствует развитию автоперевозок. Сегодня по всей территории БАМа протяженностью 4 тысячи километров АЗС имеются только на трех узловых станциях: в Северобайкальске, Тынде и Комсомольске-на-Амуре, — отметил Юрий Маркитан.
Молодежь надо учить умению реализовывать свои проекты
Своими впечатлениями о прошедшем форуме поделилась Председатель комиссии по развитию гражданского общества и защите прав и свобод граждан Общественной палаты Амурской области Галина Ткаченко:
Для меня было очень важно и ценно познакомиться с лучшими практиками сообществ на территории ДВ и России в развитии гражданского общества. Я являюсь членом штаба по общественному контролю за ходом голосования в Амурской области и участвовала в качестве преподавателя в обучающей программе наблюдателей на выборах. На заседании секции «Практика общественного контроля за голосованием на выборах» рассказала об опыте Амурской области. Участники мероприятия отметили, что впервые в России проходит такая масштабная работа по подготовке наблюдателей, и это даёт уверенность, что на избирательные участки придут понимающие и компетентные наблюдатели.
На «Круглом столе» «Интеграция молодежи в решение общественно важных проблем» обсуждалась молодежная политика, лучшие практики стимулирования активности молодежи и способы ее вовлечения в жизнь общества. Молодежь нужно учить не только написанию проектных заявок, но и умению реализовывать свои идеи и проекты, привлекая местные ресурсы, находить и работать с потенциальными партнерами, налаживать отношения с бизнесом и властью.
— Молодым ребятам надо давать инструменты привлечения средств для реализации интересных проектов, одним из которых является участие в гранатовых конкурсах, — считает Галина Ткаченко.